Консультация для педагогов дошкольников. Ранний детский аутизм.

Опубликовано Nov 29, 2017 by Елена Кузнецова

Цели:

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;

-развитие у ребенка познавательных навыков;

-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;

-повышение активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми;

 -преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения ребенка.

 

Задачи:

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;

-обучение его простым навыкам контакта;

-обучение ребенка более сложным формам поведения;

-развитие внимания;

-развитие памяти, мышления.

 

Терапия действия и наблюдения:

Потребности таких детей проявляются в столь замысловатой форме, что это затрудняет создание заранее структурированных программ. Затрудненно и наблюдение: что реально делать, чтобы ребенок тебя заметил, получить сигнал, что ребенок хочет, в чем его интерес и помочь ему получить положительные эмоции от разных контактов с окружающим миром.

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки, желательно в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение, придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог или психолог должны общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно, если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего процесса взаимодействия. Перед педагогом, психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности. Такие дети очень боятся мира, в котором живут и покидают его, чтобы чувствовать себя в безопасности. Им нужно узнать, поверить партнеру, чтобы оставаться все дольше в земной плоскости с ним.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от педагога, психолога умения почувствовать настроение  ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе общения. На раннем этапе родителям, специалистам нужно проявить большую чувствительность, сентиментальность, много разговаривать, прикасаться, чтобы развивать моторные, эмоциональные навыки. Играть в игры, но не соревновательные, а где я-ты – успех.

Педагогам следует  выдерживать равновесие между соблюдением плана и наблюдением за сигналами, которые ребенок адресует окружающим. Чем больше дети открывают себя, тем спокойней они становятся. Ценно – предоставлять возможность одерживать победу в упражнении. Язык телодвижений ребенка – вербальное сообщение, словесный образ его чувств.

На третьем этапе важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка и развитие основных психологических процессов.

Всегда начинать – там, где находится ребенок, оставаться с ним, принимать его сигналы. Быть внимательным к происходящим в нем процессам. По возможности, разнообразить активности, дающие сенсорные ощущения, развивать двигательный контроль. Чем лучше контакт ребенка со своим телом, чувствами, тем легче ему открываться.

Возможный способ помощи – работа с красками, водой, природными материалами. Рисование пальцами, на теле – дают, по новому познавать ощущения самих себя; вовлеченность в поведение, требующее контактов и совместных действий.

Аутичные дети нуждаются в работе с большим количеством смысловых и структурных элементов. Во время занятий, желательно, следовать за намерениями ребенка, чтобы они могли устанавливать: что, когда, как, где и в какой степени. Окружающим взрослым необходимо увидеть знаки и реагировать на них вместо того, чтобы предъявлять собственные требования. Если проводить с детьми много времени, то такой метод дает результат.

Есть дети, которые пребывают в полном сознании и способны к контакту, а иногда уходящие в свой собственный мир и тогда их поведение  кажется бессмысленным. В этом случае желательно точное сопровождение ребенка: « Ты не ответил на мой вопрос. Ты делаешь, говоришь что-то, что не имеет отношения к моему вопросу».

Взрослым рядом с ребенком быть эмоционально открытым, говорить про свои чувства, сопереживать, радоваться.

 

Теги не добавлены

Маттерхорн, Швейцария / Италия: 1040 м

Канченджанга, Непал: 3922 м

Гора Килиманджаро, Танзания: 5885

Эверест, Непал: 8848 м

Гималаи (самая высокая точка горы Эверест), Китай: 8848 м