Формирование стрессоустойчивости у детей с помощью телесноориентированной терапии.
Опубликовано Mar 30, 2018 by Елена Кузнецова
Стрессоустойчивость ребенка - это прежде всего стабильность в поведении. Ребенок включен в контекст событий и готов ко всему происходящему.
Так как, ритм жизни становится более интенсивным – актуальность вопроса неоспорима. Состояние включенности в контекст событий и возможность быть готовыми ко всему происходящему, помогают формировать ребенку – взрослые.
Это, конечно организация условий и вера в ребенка!
Вообще состояние стрессоустойчивости формируется в двух направлениях, биологическом и эмоционально - психологическом
Биологический фактор - здоровый образ жизни, питание, сон, хороший обмен веществ - без хорошей работы организма никакой стресс не пережить.
Описание стресса.
Считается, что первым, кто описал стресс в начале двадцатого века, был психолог, физиолог Уолтер Кэнон. Он назвал реакцию организма на стресс, реакцией борьбы или бегства и первично термин использовался в физиологии, как неадекватная реакция организма на неблагоприятные воздействия.
Молодой эндокринолог, Ганс Селье определил стресс, как «универсальную реакцию организма на физиологическом уровне в ответ на различные раздражители».
Селье не считал стресс вредным, а рассматривал его, как реакцию, помогающую организму выжить. Его интересное заключение в том, что человеческий организм физиологически реагирует одинаково, как на хорошие события, к которым мы должны приспосабливаться, так и плохие события.
Назвал, отрицательный стресс – дистрессом и положительный – эустрессом. Селье ввел понятие болезней адаптации.
Современное определение стресса – неспецифическая реакция напряжения живого организма на любое оказываемое на него сильное воздействие.
У Селье появились масса последователей, например Симеон, который описал эволюцию психосоматических заболеваний от действия какого-то стрессора. Масса других ученых также внесли свой вклад в прояснения данной проблемы: стресс и пищеварение, стресс и ишемическая болезнь, стресс и головная боль и так далее.
Другие ученые разработали различные способы лечения людей, чьи заболевания возникли на почве стресса. Появились методы аутогенной тренировки, прогрессивной релаксации, медитации, метод обратной биологической связи. Все они связаны с мышцами, мышечным напряжением, кровообращением, физиологическими процессами.
Подошли к тому: для того, чтобы устойчиво себя чувствовать в изменяющихся условиях, избежать воздействие патогенных факторов, необходимо: хорошее физическое ощущение своего тела, управление телом в пространстве, здоровый вестибулярный аппарат и знания, навыки способов выражения своих эмоций, чувств в здоровых границах.
Также, стоит отметить, что в работах ученых, где изучались психологические проблемы стресса, доказывается зависимость поведения во время стресса от степени значимости ситуации, от психологической структуры личности (отношения к трудностям, неудачам, уверенности и неуверенности в своих силах).
А в телесных психомоторных практиках, физически упражняясь, ребенок, чувствует свое тело, обучается внутренней силе, равновесию и границам, обучается чувствовать себя уверенно.
На занятиях, параллельно с бодинамикой, я использую аромапсихологию, метод наблюдения, опираюсь на подход сенсорной интеграции. Это позволяет точно замечать индивидуальное развитие детей, возникающие их трудности и работать адресно с детьми, родителями.
Цель занятий, формирование психофизических предпосылок стабильного поведения детей в изменяющихся условиях жизни.
Маттерхорн, Швейцария / Италия: 1040 м
Канченджанга, Непал: 3922 м
Гора Килиманджаро, Танзания: 5885
Эверест, Непал: 8848 м
Гималаи (самая высокая точка горы Эверест), Китай: 8848 м